velo vilkovoПять дней крутим педали в окрестностях Монблана. В любую погоду видим людей, которые бегают, катаются на велосипедах, занимаются трекингом, скалолазанием... Люди совершенно разного уровня подготовки и возраста. Пенсионеры! Как такое возможно?

 

Мартиал, французский велоинструктор: «Понимаешь, проблема в том, что до ближайшего города сто километров, телевизор уже морально устарел, а чем-то заниматься же надо? А тут горы, красота... Вот люди и начинают отдыхать активно».

Изумительно! Не семечки лузгать, не бездельничать! Не секрет, что европейцы — жизнерадостнее, энергичнее, намного лучше выглядят. По моему мнению, не последнюю роль здесь играет именно этот аспект мировосприятия.

Марианна, туристка в Тосса-дель-Мар, каталонском поселке на берегу моря: «Видишь, какая проблема: дочка хочет, чтобы я сидела с внучкой, но я не могу! У меня же на выходных соревнования по дайвингу! Так мы с ней договорились: в субботу я плаваю, а в воскресенье сижу с внучкой».

Вот это бабушка! Можно позавидовать... и перенять опыт. Европейский пенсионер имеет собственный круг увлечений и друзей. А главное, у него отсутствует стереотип, что «мне уже столько лет, разве я могу?..». Очередной день рождения — повод хорошо развлечься, а не удлинять список запретов. 

Однажды в Альпах наша компания из спортивно подготовленных мужчин и женщин 27-35 лет остановилась перевести дыхание во время катания. Нас быстро и весело обогнала компания дядечек, которым было далеко за шестьдесят. Поздоровались и промчались вверх. Вдвое старше нас, а ездят быстрее! Вот вам и стереотипы...

 

Активность по-европейски

Существует теория: чем более развитой является страна, тем больше внимания люди уделяют своему образу жизни и состоянию окружающей среды. Очень приятно, что в Украине из года в год люди меньше курят, а больше садятся на велосипеды и путешествуют, появляются велодорожки и маркированные маршруты.

Первый громкий проект по велоинфраструктуре начали в 2008 году в Карпатах. Взялись разрабатывать и маркировать маршруты, обустраивать велоучастки с парковками и мойками, популяризировать велоотдых. Проект «Велострана» сейчас охватывает Ивано-Франковскую область, Закарпатье и Буковину. На его сайте можно рассмотреть интерактивную карту с велоучастками и велопрокатами, а заодно и ознакомиться с перечнем разработанных маршрутов. К сожалению, почитав, нельзя сразу отправляться в путешествие — информация слишком общая. Но, по крайней мере, есть перечень интересных районов, который поможет сориентироваться в выборе маршрута.

Другой проект начал свою работу в том же году, но в Центральной Украине. Ассоциация велосипедистов Киева занимается велоинфраструктурой столицы. Проделан огромный кусок работы, но из-за незаинтересованности чиновников появилось лишь несколько велодорожек и немного больше парковок, от которых хлопот больше, чем радости. Однако работа продолжается, и наступит время, когда велосипед в Украине будет таким же привычным видом городского транспорта, как и автобус.

А пока что лучшее применение ему — активный отдых на природе. Слава Богу, Украина богата на красивые места: это и водопады Западной Украины, и озера Центральной, и культовые сооружения — в каждом регионе разные, и те же Карпаты...

Велопутешественникам открываются отдаленные уголки, закрытые для тех, кто привязан к поездам или привередливым автомобилям. Местные жители охотно общаются с теми, кто на двух колесах. И, конечно, только на велосипеде или пешком можно добраться до отдаленных дремучих лесов, затерянных среди холмов озер и остальных мест, к которым ведут узенькие тропинки.

 

ВелоУкраина

Украина — вторая по размеру в Европе, и здесь есть, где покататься и что посмотреть. Если любите горы и самобытную культуру, берите западный курс и айда в Карпаты! Здесь почти в каждом селе — свои достопримечательности, а горы в каждом районе имеют собственные прелести. Не забудьте взять дождевик и планируйте меньший дневной километраж, чем на равнине. Лучшее время для путешествия, если не заезжать высоко в горы, — май–июнь. Июль и август — тоже неплохие месяцы: все еще тепло, однако больше дождит.

Если уж весной хочется погреться и увидеть горную красоту, на майские праздники посетите Долину нарциссов возле Хуста: добраться туда можно по горной местности, минуя большие подъемы и при этом наслаждаясь шикарными пейзажами. Маршрут спокойный, недаром его называют «Закарпатским адажио» и сравнивают с лиричной и плавной музыкой.

Тем, кто любит «зеленый» туризм (да-да, и экотуризм в Украине есть), можно наведаться в Полтавскую или Черниговскую область. Здесь проведут мастер-класс по приготовлению пирожков и вареников, научат лепить из глины, накормят продуктами с огорода, пригласят переночевать на сене. Заодно можно посетить Сорочинскую ярмарку, поездить по Гоголевским местам.

Если природа и безлюдье для вас является лучшим отдыхом, взгляните на север карты — на Житомирщину. Там еще много мест с малопосещаемыми лесами, озерами и реками. Порой досаждают «крылатые кровопийцы», но современные репелленты от них защитят.

Восточная Украина тоже не обделена достопримечательностями. Стоит признать, что это не совсем спортивно, но все-таки Артемовский завод шампанских вин — хорошая аттракция. Трехчасовая экскурсия по подземелью, где хранят игристый напиток, рассказ о технологии приготовления шампанского, посещение различных цехов и в завершение — дегустация. И завод необычный, и экскурсию делают профессионально, и рассказывают много интересного. Кроме того, в Донецкой области находится одна из трех украинских лавр — Святогорская. Расположена она на скале над рекой — замечательный пейзаж!

В Украине есть и окаменелые деревья, и многовековые деревянные церкви, и поселок на воде — Вилково, «украинская Венеция», недалеко от нашей базы, где можно комфортно отдохнуть в Приморском, и пышные дворцы, и древние пещерные города и живописные озера... Да разве обо всем напишешь, когда надо рассказывать, как добраться до этих мест?

С чего начать велопутешествие?

Прежде всего, определитесь со своими предпочтениями и уровнем подготовки. Что больше всего нравится именно вам:

- природа или города;

- экскурсии или катание;

- большая нагрузка или размеренные велопрогулки;

- романтика ночевки в палатках или комфорт отелей;

- вы любите организовывать поход самостоятельно или лучше, чтобы это сделал кто-то другой?

Физические кондиции сложно оценить, сидя дома. Сначала стоит проехаться по парку, потом по лесу, потом увеличивать километраж до тех пор, пока не достигнете своего максимума. Вот это и есть тот уровень, который, по крайней мере, в ближайшем сезоне, не стоит превышать. А со временем сил станет больше, не сомневайтесь.

Если вы новичок, но хотите самостоятельно организовать свое велопутешествие, то начинайте с выбора маршрута. Определитесь с регионом, куда хочется поехать, с удобным железнодорожным или автотранспортом, который довезет вас к месту старта, с ценами и условиями ночевки. Потом можно браться за детальное планирование. В этом помогут карты масштабом 1 см : 1 км, путеводители, советы велотуристов и интернет. Отзывы и фотографии из сети существенно помогут выбрать лучший вариант дороги. Только помните, что карта — плоская, а местность — рельефная, поэтому километраж на карте меньше реального. Первое путешествие лучше прокладывать по асфальту, ведь карты неточные, и нужно знать много нюансов. Лучше выбирать местность без гор, недалеко от населенных пунктов и транспорта, чтобы на случай ошибки в расчетах всегда можно было комфортно оптимизировать план путешествия. Не забывайте о днях отдыха и о том, что усталость с каждым днем накапливается. Не стоит увлекаться слишком большими километражами, не в них счастье.

Ночуя в отелях, ни в чем особенном для путешествия вы нуждаться не будете: одежда, карта и GPS, вода, еда, минимальная аптечка на случай падения и ремонтный велонабор (камера, отвертки). Если же вы собираетесь ночевать в палатках, то стоит позаботиться о «пенке» (коврике, который защищает от холода во время сна), спальном мешке, горелке, кастрюле, свободном месте в бауле для продуктов. Если планируете передвигаться общественным транспортом, должны иметь велочехол. Для поездов он обязателен. Относительно автобусов такого писаного правила нет, однако значительно легче договориться с водителем о транспортировке, если байк разобран и запакован. 

Сориентировавшись со стилем путешествия и маршрутом, можно собирать компанию: с ней веселее и легче.

Достаточно распространен стереотип, что велотуризм — это дешевый отдых. На самом деле велосипед — это только средство передвижения, а стоимость отпуска будет зависеть от ночлега, питания, транспорта и других факторов. Наш велоклуб организует и бюджетные путешествия с романтикой походной жизни, и велотуры с ночевками в фешенебельных отелях, виллах и дворцах, с питанием в ресторанах, отдыхом на яхте и разнообразными авторскими мастер-классами. Первый вариант доступен даже для студента-троечника, а роскошь и уникальная экскурсионная программа стоят денег. Другими словами, велосипед открывает новый экологический и полезный стиль отдыха, оставляя право выбора в отношении уровня комфорта и насыщенности культурной программы.

 

Как выбрать железного друга?

Для ответа на этот «вечный» вопрос нужно определиться – для чего он вам нужен, а также, сколько денег вы готовы выложить за агрегат, понимая, что это не последняя трата в вашей велосипедной жизни?

Велосипед для прогулок может стоить до 400 долларов. Байк для дневного катания стоит выбирать за 600-800 долларов. Если планируете горные путешествия, ваш старт — от 800 долларов. Ну, а надежный и комфортный велосипед для серьезных походов будет стоить от 1300 вечнозеленых бумажек. 

Приятных Вам путешествий! Ждем Вас в гости на нашей базе!